Часть 1.
При выполнении заданий этой части обведите кружком номер правильного ответа в каждом задании.
1. Автор первого эволюционного учения, изложенного в труде «Происхождение видов
путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь»:
К.Линней
Ж.Б.Ламарк
Ч.Дарвин
М.В.Ломоносов
2. К неисчерпаемым ресурсам относится:
1) энергия ветра
2) пресная вода
3) полезные ископаемые
4) почва
3. Парниковые газы:
1) СО2 и Н2
2) Н2 и О2
3) СО2 и СН4
4) СО и N2
4. Самый большой запас пресной воды на Земле:
1) реки и озера
2) ледники
3) в атмосфере
4) в живых организмах
5. Лес относится к:
1) невозобновляемым исчерпаемым ресурсам
2) неисчерпаемым ресурсам
3) условно неисчерпаемым ресурсам
4) возобновляемым исчерпаемым ресурсам
6. К движущим силам эволюции относят:
1) многообразие видов
2) борьбу за существование
3) видообразование
4) приспособленность
7. Упрощение внешнего и внутреннего строения организмов называют:
1) дегенерацией
2) ароморфозом
3) идиоадаптацией
4) прогрессом
8. К ароморфным изменениям у млекопитающих относят появление:
1) легочного дыхания
2) четырехкамерного сердца и теплокровности
3) покровительственной окраски
4) пятипалой конечности
9. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:
1) вступает с хозяином в симбиотическую связь
2) становится конкурентом для хозяина
3) приносит хозяину вред, но не приводит его к гибели
4) во всех случаях приводит к гибели хозяина
10. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:
1) изменение климата
2) изменение рельефа
3) увеличение численности хищников
4) хозяйственная деятельность человека
11. Реально существует в природе:
1) вид
2) род
3) класс
4) тип
12. Причина борьбы за существование:
1) изменчивость особей популяции
2) природные катаклизмы
3) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
4) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение организмов
13. Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них:
1) плода
2) семени
3) цветка
4) корней
14. Место возникновения рода Человек:
1) Австралия
2) Америка
3) Европа
4) Африка
15. К социальным факторам антропогенеза относят:
1) прямохождение
2) мутационный процесс
3) появление речи
4) борьбу за существование
16. В процессе эволюции паразитический образ жизни организмов приводит к:
1) упрощению уровня их организации
2) повышению уровня их организации
3) биологическому регрессу
4) их вымиранию
17. На какой период пришлось господство земноводных:
1) Пермь
2) Девон
3) Карбон
4) Триас
18. Сколько видов перечислено: Смородина черная, Смородина красная, Медведь белый,
Медведь бурый, Рябина обыкновенная:
2
3
4
5
19. Какие животные исторически самые молодые:
1) хордовые
2) членистоногие
3) кишечнополостные
4) простейшие
20. Растения, господствующие в Кайнозойской эре:
1) водоросли
2) покрытосеменные
3) мхи
4) голосеменные
21. К ароморфозам относится:
1) маскирующая окраска у тритонов
2) появление ластов у китов
3) появление хлорофилла
4) появление сочной мякоти в плодах цветковых
22. Использовать огонь научился:
1) австралопитек
2) кроманьонец
3) неандерталец
4) синантроп
23. Непосредственными предками млекопитающих считают:
1) рыб
2) земноводных
3) пресмыкающихся
4) птиц
24. К факторам эволюции НЕ ОТНОСИТСЯ:
1) наследственная изменчивость
2) ненаследственная изменчивость
3) борьба за существование
4) естественный отбор
25. Объем мозга 1600 см3, членораздельная речь, наскальная живопись, изготовление одежды и жилищ – характерно для:
1) австралопитеков
2) неандертальцев
3) питекантропов
4) кроманьонцев
26. Лишайники – пример симбиоза:
1) бактерий и вирусов
2) вирусов и дрожжей
3) грибов и водорослей
4) бактерий и дрожжей
27. Животные, как правило, питаются:
1) минеральными веществами
2) органическими веществами, которые сами создают из неорганических
3) готовыми органическими веществами растений и других организмов
4) веществами, которые образуются в клетках тела при окислении органических веществ
28. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью
человека, называют:
1) ограничивающими
2) антропогенными
3) биотическими
4) абиотическими
29. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:
1) бактерии
2) грибы
3) животные
4) растения
30. Конкуренция – это взаимоотношения между:
1) организмами со схожими потребностями
2) хищниками и жертвами
3) паразитами и хозяевами
4) живыми организмами и абиотическими факторами
31. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1) кузнечик — растение — лягушка — уж
2) уж — лягушка — кузнечик — растение
3) растение — кузнечик — лягушка — уж
4) растение — лягушка — уж — кузнечик
32. Показателем процветания популяции в экосистеме служит:
1) ее связь с другими популяциями
2) связь между особями популяции
3) ее высокая численность
4) колебания численности популяции
33. Плодовый сад – агроценоз, так как в нем:
1) большое разнообразие видов
2) большое разнообразие цепей питания
3) замкнутый круговорот веществ
4) регулирующим фактором является человек
34. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:
1) аргон
2) азот
3) углекислый газ
4) кислород
35. Первичная атмосфера Земли не могла быть:
1) восстановительной
2) окислительной
3) нейтральной
4) без кислорода
Часть 2.
При выполнении заданий необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания. В заданиях 1 и 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, потому что:
отсутствуют консументы
преобладают продуценты одного вида
небольшое количество видов
нет пищевых цепей
короткие цепи питания
отсутствуют редуценты
Ответ: __________ .
Результатом эволюции является:
дрейф генов
многообразие видов
мутационная изменчивость
приспособленность организмов к условиям внешней среды
повышение организации живых существ
борьба за существование
Ответ: ___________ .
При выполнении заданий 3 и 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов.
3.
1) обособление в клетке ядра А) ароморфоз
2) возникновение полового способа размножения Б) идиоадаптация
3) превращение конечностей китов в ласты В) дегенерация
4) отсутствие листьев у паразитических растений
5) возникновение покровительственной окраски у животных
6) появление теплокровности
1
2
3
4
5
6
4.Установите соответствие между элементом и его количеством в составе веществ,
образующих живой организм.
1) кислород А) макроэлемент
2) медь Б) микроэлемент
3) цинк
4) водород
5) углерод
6) фтор
1
2
3
4
5
6
При выполнении задания 5 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов.
5. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с
поглощения углекислого газа из атмосферы.
А) окисление органических веществ в клетках растений
Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
В) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
Г) поглощение углекислого газа из атмосферы
Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
При выполнении задания 6 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения.
6. В водных растворах молекулы органических веществ, окруженные водной оболочкой,
образовали ______ — многомолекулярные комплексы, для которых был характерен
простейший ______ , обуславливающий их ______ .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
клетка
рост
раздражимость
коацерват
обмен веществ
размножение
Часть 3.
Для ответов на задания этой части используйте отдельный лист. Запишите номер задания, затем ответ к нему.
1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами
ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции
белок?
2. Чем опасно попадание нефти и нефтепродуктов в воды Мирового океана?
3. Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс для
пищевой цепи: злаки — кузнечики — лягушки — змеи — орел, исходя из того, что за
период развития орла его масса составила 5кг.
4. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут,
с наибольшей вероятностью, конкурировать. Пары организмов: барсук – лисица,
полевая мышь – обыкновенная полевка, канюк – сова-неясыть, волк – лисица. Ресурс:
зайцы, мелкие грызуны, семена пшеницы, нора.
5. Альбинизм наследуется как аутосомно-рецессивный признак с частотой 1:10000. Каков
процент носителей этого признака в человеческой популяции?