Олимпиада по литературе 11 класс: соотнесите автора и название произведения

Время выполнения – 3 часа Максимальное количество баллов за всю работу – 60

ЗАДАНИЯ

Знание текстов художественных произведений.

1. Определите, о ком из литературных героев идет речь; назовите автора и название произведения

1) Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Вот, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут, а ему ничего. В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет, а при мне ходил на кабана один на один.

2) Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.

3) На вид ему было лет сорок пять, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной.

4) Его глаза

Сияют, лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Максимальная оценка – 6

2. Три рассказа А.П.Чехова, связанные между собой сюжетом, идеей, персонажами, называют «маленькой трилогией». Какие рассказы входят в этот цикл?

Максимальное количество баллов — 3

3 Соотнесите авторов и названия произведений:

«На дне» а) М.Булгаков
«Белая гвардия» б) И.Бунин
«Красный смех» в) А.Аверченко
«Натали» г) А.Чехов
«Поединок» д) А.Горький
«Черный монах» е) Л.Андреев
«Дюжина ножей в спину революции» ж) А.Куприн

Максимальное количество баллов — 7

4. Кому из русских поэтов начала XX века принадлежат строки?

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Максимальное количество баллов — 1

II. Историко-литературные задания.

1. Назовите писателей, чьи имена связаны с географическими названиями:

1)Шуя, Ивановская обл. 2) Симбирск 3) С.Талицы, Ивановская обл. 4) Щелыково 5) Овстуг 6) Карабиха 7) Спасское-Лутовиново 8) Тригорское

Максимальное количество баллов — 8

2. Назовите известные вам «толстые» журналы 2-й половины XX века

Максимальное количество баллов — 3

III. Знание теории литературы.

1 Определите размер стихотворения

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня

И ум мой озарять он станет

Лучем чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

М.Ю.Лермонтов

Максимальное количество баллов – 1

2.Какие средства художественной выразительности использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Максимальное количество баллов – 4

3. Соотнесите тропы и их определения, приведите свои примеры

1. Метафора

А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности

2. Метонимия

Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета

3. Перифраз (перифраза)

В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4. Ирония

Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

5. Литота

Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка

Максимальное количество баллов – 10

IV. Литература и другие виды искусства

1. Соотнесите живописные изображения с произведениями, в которых они упоминаются.

1 Картинки, иллюстрирующие притчу о блудном сыне

А «Мертвые души» Н.В. Гоголь

2 Изображение корабля на гребне волны

Б «Выстрел» А.С. Пушкин

3 Портрет лорда Байрона

В «Станционный смотритель» А.С. Пушкин

4 Изображение генерала с толстыми ляжками

Г «Алые паруса» А. С. Грин

5 Простреленная картина с видом Швейцарии

Д «Гроза» А. Н. Островский

6 Портрет сына императора

Е «Евгений Онегин» А.С. Пушкин

7 Изображение Страшного Суда

Ж «Война и мир» Л.Н. Толстой

Максимальное количество баллов – 7

V. Анализ поэтического текста.

Проанализируйте стихотворение поэта XIX века А. Апухтина.

Проложен жизни путь бесплодными степями,

И глушь, и мрак… ни хаты, ни куста…

Спит сердце; скованы цепями

И разум, и уста,

И даль пред нами

Пуста.

И вдруг покажется не так тяжка дорога,

Захочется и петь, и мыслить вновь,

На небе звезд горит так много,

Так бурно льется кровь…

Мечты, тревога.

Любовь!

О, где же те мечты? Где радости, печали,

Светившие нам ярко столько лет?

От их огней в туманной дали

Чуть виден слабый свет…

И те пропали…

Их нет.

Как вы думаете, для чего поэту потребовалась такая необычная, сразу бросающаяся в глаза форма расположения строчек? Как бы вы назвали эту фигуру? Напоминает ли она вам что-нибудь? Влияет ли форма стихотворения на его смысл?

Максимальное количество баллов – 10

Олимпиада по литературе 11 класс ответы

I. Знание текстов художественных произведений.

1. 1.Печорин, «Герой нашего времени» М,Ю.Лермонтов

2. Ноздрев, «Мертвые души» Н.В.Гоголь

3. П.П.Кирсанов, «Отцы и дети» И.С.Тургенев

4. ПетрI, «Полтава» А.С.Пушкин

Максимальное количество баллов – 6 (по 0,5 балла за персонаж, произведение, автора)

2. «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник»

Максимальное количество баллов – 3

3 1 – д, 2 – а, 3 – е, 4 – б, 5 – ж, 6 – г, 7 – в

Максимальное количество баллов – 7

4. А. Блок — 1 балл

II. Историко-литературные задания.

1.. 1) К.Бальмонт 2) И Гончаров 3)М И Цветаева. 4)А.Н.Островский 5)ФИ Тютчев 6) НА Некрасов 7) ИС Тургенев 8) АС Пушкин

Максимальное количество баллов — 8

2. «Новый мир», «Знамя», «Юность», «Октябрь» и др.

По 1 баллу за название. Максимальное количество баллов — 3

III. Знание теории литературы.

1. Ямб.(1балл)

2. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

Максимальное количество баллов – 4

3. 1. В, 2. А, 3. Г, 4. Д, 5. Б.

За правильное соотношение – 1 балл, за пример – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10

IV. Литература и другие виды искусства

1 1) «Мертвые души» Н.В. Гоголь – изображение генерала с толстыми ляжками. Картина висела в гостиной Собакевича.

2) «Выстрел» А. С. Пушкин – простреленная картина с видом Швейцарии висела в графском кабинете.

3) «Станционный смотритель» А.С. Пушкин – картинки, иллюстрирующие притчу о блудном сыне, были развешаны на стене в доме Вырина.

4) «Алые паруса» А.С. Грин – изображение корабля на гребне волны, такая картина висела в библиотеке родительского дома Грея.

5) «Гроза» А.Н. Островский – изображение страшного Суда было на стенах крытой галереи города Калинова.

6) А.С.Пушкин «Евгений Онегин» – портрет лорда Байрона висел в кабинете Онегина в деревне.

7) Л.Н. Толстой «Война и мир» – портрет сына императора был подарком императрицы Наполеону. Он получил его из Парижа накануне Бородинской битвы.

Максимальное количество баллов – 7

V. Анализ поэтического текста

Максимальное количество баллов – 10

Учитываются понимание смысла текста и его художественных особенностей, а также аргументированность суждений участника олимпиады.

Справка: можно предположить, что А.Н. Апухтин расположил строчки своего стихотворения конусом для того, чтобы эта форма напомнила читателю воронку, в которую наливают много, а выходит мало, или песочные часы, через узкое отверстие которых сыплется не песок, а само Время…

В тексте эти смыслы выражены очень слабо: словами пуста (даль), пропали (мечты), их нет. Слова эти — очень общие, то есть «никакие», читатель может и не воспринять всей их важности для понимания смысла стихотворения. Поэт, очевидно, и сам это чувствует — и помогает читателю, создавая зрительный образ воронки или песочных часов.

Данные объяснения — не окончательная и не единственно возможная трактовка этого стихотворения, ученик может предложить свою трактовку.

Общее количество баллов — 60

Оцените статью
Добавить комментарий