Контрольная работа по обществознанию 8 класс 1 четверть ФГОС

А1. К особенностям глобальных проблем человечества относится:

существуют на протяжении всей истории человечества
могут привести к необратимым последствиям
связаны преимущественно с правовыми проблемами
касаются судеб не менее чем 50 стран.

А2. Михаил – юноша высокого роста, блондин, с серыми глазами, обладает спокойным, ровным характером, является «душой» ученического коллектива. Все это характеризует Михаила как :

личность
индивида
индивидуальность
профессионала.

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это все человечество в прошлом, современности и перспективе.

Б. Общество – это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

А4. Патриотизм включает в себя:

чувство национальной исключительности
противопоставление своего народа другим народам
готовность ради интересов своего народа к самопожертвованию
разжигание вражды между народами.

А5. Гражданин К. всегда проявлял интерес к иностранным языкам. Он изучил английский язык самостоятельно, опираясь на справочники и самоучители, без помощи обучающих лиц. Этот пример иллюстрирует:

домашнее образование
самообразование
многоуровневое образование
непрерывное образование.

А6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия включает в себя определенные научно обоснованные взгляды и представления людей.

Б. Религия включает мифологию, культовые и обрядовые действия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

А7. Экономика – это наука изучающая

результаты деятельности человека
технологию проектирования зданий промышленных предприятий
методы рационального ведения хозяйства
технологию строительства автомагистралей.

А8. Гражданин Т. Купил в магазине утюг фирмы «Филипс», к которому была приложена инструкция на итальянском языке. Магазин предложил гражданину Т. Перевод инструкции на русский язык за 150 рублей. Какое право гражданина Т. Как потребителя нарушено?

на качество товара
на безопасность товара
на достоверную необходимую информацию о товаре
на возмещение ущерба.

А9. Какой процесс отражают данные об объеме производства товаров в государстве М.?

Товары

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Холодильники (тыс. штук)

5,8

6,3

6,8

7,9

Телевизоры (млн. штук)

3,8

4,5

4,9

5,2

Видеомагнитофоны (млн. штук)

2,7

2,8

2,9

3,2

экономический спад
экономическая депрессия
экономический рост
экономический застой.

А10. Верны ли следующие суждения о связи цены товара с его спросом?

А. Спрос на товар уменьшится, если увеличится цена товара.

Б. Спрос на товар уменьшится, если уменьшится цена товара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

А11. Решение социального конфликта путем взаимных уступок – это

компромисс
конкуренция
конфронтация
интеграция.

А12. В затянувшемся конфликте между двумя банками генеральный директор А. выразил готовность решать возникшую проблему путем предоставления своему оппоненту необходимой информации и помощи. Какое поведение во время конфликта иллюстрирует этот пример?

психологическое насилие
давление
физическое принуждение
дружелюбие.

А13. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

А. Социальные отношения включают в себя отношения между обществом и природой.

Б. Социальные отношения представляют собой отношения между людьми и техникой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

А14. Полная независимость государства от других государств называется

консенсус
авторитет
суверенитет
нейтралитет.

А15. Какое положение не относится к правам ребенка?

распоряжаться собственностью своих родственников
жить и воспитываться в семье
общаться со своими родителями и родственниками
выражать свое мнение по вопросам, касающимся его жизни.

Часть 2.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства деловых и личных отношений и черты отличия деловых и личных отношений. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

носят официальный характер
строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей
возникают как среди больших, так и среди малых групп людей
связаны с соблюдением определенных формальных правил.

Черты сходства

Черты отличия

В2. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какая форма обучения в школе вам больше всего нравилась?»

Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответа

% опрошенных

девочки

мальчики

Лабораторно-практические занятия

10

24

Деловые и ролевые игры

36

42

Лекции учителя

29

20

Подготовка и защита рефератов

25

14

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Лабораторно-практические занятия выбрало больше мальчиков, чем девочек.
Деловые и ролевые игры наиболее популярны у обеих групп опрошенных.
Лекции учителя, подготовку и защиту рефератов выбрало более половины мальчиков.
Лекции учителя у девочек более популярны, чем подготовка и защита рефератов.
Не третьем месте по популярности среди мальчиков оказались лабораторно-практические занятия.

Ответ _________________ .

В3. Установите соответствие между социальными группами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) французы 1) малая

Б) бригада полеводов 2) большая

В) избиратели

Г) туристическая группа

Д) экипаж космического корабля

Е) директора предприятий региона.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Укажите правильную последовательность фаз межличностного конфликта.

выбор способов действия сторон
разрешение конфликта
осознание сторонами возникших противоречий
преодоление напряженности между конфликтующими сторонами
выбор стратегии поведения сторон.

Ответ _________________ .

Часть 3.

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.

«Малая социальная группа – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной и родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Интерес к малой группе обусловлен в основном двумя обстоятельствами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы – 3 человека, поскольку в группе из 2 человек групповое социально-психологическое взаимодействие протекает особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек.

В этой связи принято выделять группы первичные, наименьшие по размеру и далее неделимые общности, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Малые группы также разделяют на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции членов, а также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения. Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. По времени существования выделяются временные группы, в рамках которых объеди-

нение участников ограничено во времени и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования».

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Что, согласно тексту, представляет собой малая социальная группа? Укажите два обстоятельства, обусловливающие значимость ее изучения.

С3. На основании текста заполните таблицу.

Малая группа

Основные качественные признаки

Количественные показатели

Нижняя граница размеров группы

Оптимальный размер группы

Верхняя граница размеров группы

1.

2.

С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите примеры видов малых групп (по два примера на каждую группу), заполнив графу таблицы.

Виды малых групп

Примеры

Первичные

Вторичные

Формальные

Неформальные

Временные

Стабильные

С5. В небольшом городе В. Появилась группа байкеров (мотоциклистов), состоявшая из 18-20 человек, имеющая свою символику и ритуалы. Мотоцикл в глазах байкера приобретает двойной смысл: это механизм, созданный человеком и почти заменивший ему живую природу, но также

– безотказный и преданный друг. Длинные волосы, зачесанные назад и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове (бандана), татуировки, куртки-косухи, кожаные штаны, каски, ковбойские сапоги на высоких каблуках (казаки) – все это отличительные особенности байкера. Байкерство – это образ жизни, постоянная среда общения, определенный круг интересов. Какие указанные в тексте признаки и количественные показатели малой группы проявились в данном примере?

С6. Ученые доказали, что многие особенности человека – речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. Согласны ли вы с тем, что малая группа положительно влияет на человека? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Оцените статью
Добавить комментарий