1.Почему происходит смена природных зон в нашей стране?
А) В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к смене природных зон.
Б) Северные районы нашей страны расположены ближе к северному Ледовитому океану, а южные – дальше от него. Это и приводит к смене природных зон.
2. Определи природную зону по описанию.
А) Зима здесь долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (до 50 градусов). Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют холодные ветры. За короткое лето поверхность оттаивает на небольшую глубину. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности земли вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. _______________________________________
Б) Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Они бывают песчаные и глинистые. Поверхность земли нагревается днем до 70 градусов, в тени выше 40 градусов. Ночи прохладные. _______________________________________
В) Достаточно тепло и влажно для жизни растений. Эта зона занимает больше половины территории России. __________________________________________
Г) Этот район Земли примыкает к Северному полюсу. Солнце не поднимается высоко над горизонтом. Вода и суша покрыта льдом. Зимой — полярная ночь. Дуют сильные ветра, бушует пурга, температура опускается до – 60 градусов. Летом наступает полярный день.______________________
Д) Тепло, но осадков не много, поэтому деревьям здесь трудно расти. Дуют горячие сухие ветры – суховеи. Здесь самая плодородная почва – чернозём. ___________________________________
3. К какой природной зоне подходит данная цепь питания.
А) осина заяц рысь ___________________________________
Б) мох лемминг песец _________________________________
В) злаки суслик орёл __________________________________
Г) рыба тюлень белый медведь ____________________________
Д) растения тушканчик корсак _____________________________
4. Вспомни растения природных зон, допиши по одному растению.
А) мхи, полярные маки, __________________________ — зона арктических пустынь.
Б) ягель, морошка, _______________________________ — тундра
В) ель, сосна, лиственница, _______________________ — _________________________лес
дуб, клен, вяз, _______________________________ -__________________________ лес
Г) ковыль, типчак, ______________________________ — степь
Д) верблюжья колючка, джузгун, _________________ — пустыня
5.Запиши экологические проблемы разных природных зон.
А) Зона арктических пустынь ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Б) Тундра _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
В) Леса _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Г) Степи ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Д) Пустыня ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
7. Укажи природные зоны, в которых созданы эти заповедники.
А) Таймырский заповедник _________________________________________________________
Б) Заповедник «Остров Врангеля» ___________________________________________________
В) Заповедник «Чёрные Земли» _____________________________________________________
Г) Саяно-Шушенский биосферный заповедник ________________________________________
Д) Ростовский, Оренбургский, Даурский заповедники __________________________________